Республика Саха (Якутия) является самой большой административно-территориальной единицей в мире. По размеру она превосходит Аргентину, а по площади занимает восьмое место среди всех государств. Столица республики — город Якутск.

До недавнего времени добраться сюда можно было в основном только самолетом. Летом по реке, а автомобильный транспорт подходит больше экстремалам. Поэтому люди здесь всегда мечтали о железной дороге.

Такие железные дороги, как Якутская, называют малодеятельными. Здесь относительно небольшой грузопоток, а перевозка пассажиров если есть, то на минимуме. Так можно считать, если смотреть в масштабах страны, но если оценивать в рамках отдельно взятого региона, то деятельность железнодорожников не такая уж и незначительная.

Железную дорогу БеркакитТоммот — Якутск начали строить в марте 1985 года. Первый участок от Нерюнгри-грузовой до Томмота возводили без малого 20 лет. Вести ветку дальше, уже от Томмота до Нижнего Бестяха, строители продолжили в апреле 2005 года. И снова работы затянулись практически на три пятилетки. Фактически дорога стала долгостроем.

Перестройка, развал Советского Союза, становление рыночной экономики в новой России, недостаток финансирования в разное время и даже сложный рельеф с экстремальным климатом — все это было не в пользу проекта.

Станция Нерюнгри-Грузовая — пограничная. Именно здесь происходит передача поездов с железных дорог Якутии на пути РЖД и обратно. Здесь также формируют порожние составы, которые готовят под погрузку на угольных месторождениях. Всего в сутки здесь обрабатывают порядка 300 вагонов.

Такие показатели не предел, грузопоток постоянно растет. В регионе начали успешно осваивать новые угольные месторождения. Компании наращивают темпы добычи. Кроме того, в Якутии строится ряд новых предприятий и фабрик, которые просто не смогут работать без помощи железнодорожников.

Помимо угольщиков, магистраль необходима газовикам, лесоперерабатывающей промышленности и золотодобытчикам. Объем добычи угля постоянно растет от 5 миллионов до 16 миллионов тонн. Слаженная работа угольщиков сильно зависит от смежников, в том числе Якутской дороги и РЖД. Во многом благодаря им растут объемы добычи.

После введения дороги в постоянную эксплуатацию на ЖДЯ будет действовать единый тариф по Прейскуранту №10-01. Это позволит привлечь на магистрали высокодоходные грузы. Уже сейчас все больше предпринимателей предпочитают отправлять продукцию по железной дороге, а не автотранспортом. Надежность, точность и качество железнодорожной доставки уже проверено временем.

Железные дороги Якутии могли бы сосредоточиться только на производственной деятельности, зарабатывая деньги и не отвлекаясь на так называемые непрофильные активы, но это не в традиции железнодорожников.

На юге Якутии расположен небольшой город Алдан, в котором основу экономики составляет золотодобыча. Однако в нем есть еще одно предприятие, которое дает жителям стабильную работу, конкурентную зарплату и, пожалуй, лучший социальный пакет в регионе — это железные дороги Якутии.

Население Алдана составляет около 20 тысяч жителей. Основной жилой фонд — частный сектор. Многоквартирных домов чуть больше двух десятков. В городе все знают, что самые красивые яркие новые дома — это дома железнодорожников.

Лучшее медицинское оборудование и специалисты — все это в отраслевом клинико-диагностическом центре, в котором никому не отказывают. Квалифицированную медицинскую помощь, в том числе и узких специалистов, здесь может получить любой и не обязательно числиться в штате на железной дороге.

Средний возраст сотрудников железных дорог Якутии 33 года. Молодежь охотно остается в регионе и не спешит уезжать в большие города. Руководство магистрали заинтересовано в свежих кадрах, поэтому создает все условия для молодых специалистов. В последние годы ЖДЯ занимает лидирующее место, как лучшее предприятие по закреплению кадров в республике Саха.

Помимо стандартного соцпакета, здесь активно ведут и досуговую работу. В спорткомплексе масса секции как для взрослых, так и для детей. Но больше всего железнодорожникам пришелся по душе флорбол, их мастерство в этом виде спорта не знает равных.

Еще два года назад пассажиров по железным дорогам Якутии возили только по участку от Нерюнгри до Томмота, это примерно 370 километров. Люди подсаживались в вагоны на малых полустанках, потом большинство путешественников выходило в Алдане, и дальше состав шел полупустой.

С железнодорожного вокзала Томмота отправляется одна пара пассажирских поездов в сутки. Здесь заканчивался путь людей, путешествующих по железной дороге. Дальше на север каждый добирался как мог: маршрутками, машинами или рейсовыми автобусами.

Сегодня все изменилось. Первый пассажирский поезд доехал до Нижнего Бестяха, который встретили широко и с размахом, под стать республиканским просторам.

Раньше в регионе складывалась парадоксально ситуация. Например, чтобы попасть из Якутска в Читу, люди летели сначала в Москву, а из столицы возвращались в Забайкальский край. Теперь железнодорожники ввели в эксплуатацию еще четыреста тридцать километров от Томмота до Нижнего Бестяха, обеспечив пассажирам гарантированные поездки по точному расписанию. Таким образом, сбывается давняя мечта Якутского населения иметь свою железную дорогу, по которой можно доехать до городов и поселков Дальнего Востока и Европейской части России.

Чтобы путешествие действительно было приятным, к запуску пассажирского сообщения железнодорожники готовились очень тщательно. К формированию локомотивных бригад подошли очень серьезно. Вести состав с пассажирами доверили исключительно опытным машинистам.

Сегодня вагонный парк увеличился с 11 до 22 единиц. ЖДЯ закупили дополнительно как плацкартные, так и купейные вагоны. С удлинением маршрута в пассажирском поезде появится и совершенно новая составляющая, которая выведет сервис на принципиально новый уровень. Появится вагон-ресторан, который будет курсировать на участке от Нижнего Бестяха до Нерюнгри.

Ключевые станции новой пассажирской ветки инженеры оборудовали системами локальной энергетики. Они работают на сжиженном природном газе. При его переработке получается как тепловая, так и электроэнергия, которые идут на обслуживание инфраструктуры. На некоторых разъездах для этих целей установлены системы солнечных батарей, ведь Якутия — это не только экстремальный мороз, но еще и палящее солнце.

Пока конечная точка пассажирского движения поставлена на станции Нижний Бестях — это правый берег Лены. Чтобы попасть в Якутск надо добраться до переправы. Моста через реку в республике нет, но железнодорожники не оставят своих пассажиров. По единому билету пассажир, доехавший до станции Нижний Бестях может сесть на автобус, и доехав до речной переправы, пересев там на речной транспорт переправиться в Якутск.

Железные дороги Якутии взяли хороший темп, вокзал в Нижнем Бестяхе не станет конечной точкой. Впереди участок на Магадан, и это не призрачные планы, а вполне реальные перспективы. Там очень ждут магистраль, а вместе с ней и новую жизнь.

Ознакомиться с расписанием движения пассажирских поездов по всем станциям республики Якутия-Саха и купить билет на поезд можно в разделе нашего сайта.